Первый замдиректора фонда «Росконгресс»: на винодельческом форуме хотим помочь виноделам показать себя на рынке

3 ноября 2023

Первый замдиректора фонда «Росконгресс»: на винодельческом форуме хотим помочь виноделам показать себя на рынке

Image

Первый заместитель директора фонда «Росконгресс» Андрей Реут в интервью Business FM рассказал о том, чем будет отличаться второй форум от первого благодаря развитию винодельческого дела в России, какие острые вопросы между виноделами и властями попробуют решить на форуме.

Первый заместитель директора фонда «Росконгресс» Андрей Реут в гостях у Business FM в связи с тем, что 9-10 ноября в Москве пройдет второй винодельческий форум, мероприятие, к которому радиостанция проявляет большой интерес. Форум второй, от первого ко второму что произошло?
Андрей Реут: От первого ко второму совершен большой шаг в развитии российского виноделия. Сейчас эта отрасль российской экономики растет настолько быстро, что ты не успеваешь даже за ней уследить, столько появляется новых марок, новых брендов, новых инициатив. Интересно работать в таких условиях.
Форум — это в основном про бутиковое вино или, скажем, «прет-а-порте», то есть то, что недешево, но модно, но в то же время не массмаркет, или же появятся какие-то разделы, где будут представлять свою продукцию и как-то рассказывать о себе производители массмаркета?
Андрей Реут: Форум — это отраслевая площадка, где должны быть представлены все, потому что все должны решать какие-то свои вопросы, диалог бизнеса и власти, ставить проблемы, а когда отрасль быстро развивается, таких проблем огромное количество. Мы постараемся, чтобы на Российском винодельческом форуме были представлены все виноделы, как крупные, которые работают на огромных оборотах, так и мелкие, бутиковые, гаражные, те, кого невозможно найти на полках магазинов, но при этом они тоже законодатели моды, они тоже привносят в отрасль ее красоту и романтику.
Мне кажется, как раз они и есть законодатели моды, потому что законодатели моды — именно haute couture, который стоит дорого и носят немногие.
Андрей Реут: Абсолютно точно, да. Многие говорят о том, что российское качественное дорогое вино зачастую дороже, чем импортные аналоги. Наверное, это тоже еще болезнь роста. Постепенно российские вина, российские бутиковые виноделы развиваются и представляют достойную конкуренцию иностранным дорогим винам, но одновременно появляются и развиваются те виноделы, которые работают уже на более массовую аудиторию.
Так все-таки кого пока больше, этих художников малых форм, личных виноделен? Что греха таить, это стало таким движением, то есть пока что самые лучшие российские вина — это вина зачастую с личным именем.
Андрей Реут: Точно. Если говорить про форум, он уникален тем, что там будут представлены небольшие виноделы с авторским подходом, с невероятным дизайном, с интересными вкусовыми сочетаниями, потому что они не боятся экспериментировать. Таких будет много, таких вы больше нигде не найдете, ни в магазинах, ни в ресторанах, их мало, потому что они разбираются по знакомым, они разбираются по принципам гаражного вина, и в этом плане интерес представляет, конечно, выставка. Но, с другой стороны, если говорить о небольших винодельнях, они не основа бизнеса в отрасли, потому что есть большие гиганты, те, которых мы видим на полках магазинов. Для них другие резоны, другие принципы, они могут быть не такие интересные с точки зрения гурманов, но все деньги-то у них. Возвращаясь к крупным компаниям, они важны, но не определяют собой лицо в отрасли, а раньше я думал, что да, крупняк, да, миллиарды какие-то. Нет, многие люди просто продают свои квартиры, продают свой бизнес в Москве, в Петербурге, еще где-то и уезжают в южные регионы России для того, чтобы романтично предаваться виноделию, и продвигают свои эти небольшие бренды. Они настоящие художники, и, конечно, для них очень сложно продвигать свой товар. Мы хотим помочь виноделам присутствовать на рынке. Один из самых острых вопросов повестки дня Российского винодельческого форума, и первого, и второго, — это онлайн-продажи вина, они сейчас запрещены. Было поручение руководства страны проработать продажи на базе «Почты России», но пока по факту это один из самых сложных и конфликтных вопросов, потому что некоторые федеральные ведомства за, некоторые федеральные ведомства против. Мы планируем усадить их за один стол и в присутствии виноделов, в присутствии регуляторов обсудить этот вопрос, надо или не надо. Аргументы «за» очень простые: во-первых, эти самые небольшие виноделы получат возможность попасть к своему потребителю напрямую...
Да, как это происходит на маркетплейсах, грубо говоря.
Андрей Реут: Во-вторых, они получат возможность зарабатывать деньги и стимулировать развитие отрасли, гуманное, качественное потребление напитков, от крепких напитков к менее крепким. Забота о здоровье нации — тоже есть соответствующие поручения в стране. В этом, конечно, есть своя логика, но есть логика и у тех, кто против, потому что говорят про контрафакт, говорят про регулирование, говорят про возрастные ограничения. Для нас важно найти ту золотую середину, потому что мы считаем, что виноделие нужно поддерживать, потому что виноделие — это правильное потребление, культурное потребление. Культура потребления вина — это тоже один из вопросов в повестке дня винодельческого форума. Она включает все: меню ресторанов, оформление, брендинг. У нас есть чумовые бренды, настолько сейчас развернулся креатив художников, которые рисуют этикетки, что мне иногда что-то такое приносят, я диву даюсь, даже такого представить не мог я в страшном сне, чтобы такое нарисовать. Называть марки не буду, ибо запрещено.
Скажите, пожалуйста, форум — в основном это аудитория виноделов или туда также приходят такие системные покупатели — рестораторы, торговые сети, специализированные виноторговые дома?
Андрей Реут: Российский винодельческий форум — это площадка, которая в первую очередь объединяет профессионалов, это и виноделы, это и чиновники, которые отвечают за отрасль, это регуляторы самые различные, не только государственные, общественные организации. Но также это и сомелье, это и рестораторы и это те, кто интересуются, может быть, если ты не имеешь никакого отношения к винодельческой отрасли, ты должен будешь зарегистрироваться платно, но так или иначе все виноделы, конечно, смогут попасть на наш форум, и все интересующиеся тоже смогут.
Помимо онлайн-торговли, какие еще можно назвать такие острые вопросы, которые ставит отрасль?
Андрей Реут: Самый главный вопрос форума и самый острый вопрос форума, может, не такой интересный — это вопрос протекционизма, защиты, конкуренции с иностранным вином. Когда рубль стоил недорого, российские крупные компании завезли большое количество очень дешевого импортного виноматериала, который сейчас обильно представлен на наших полках по достаточно небольшой цене.
Но уже подняли таможенные пошлины?
Андрей Реут: Подняли незначительно, много об этом говорили. Безусловно, эта мера помогла в чем-то российским виноделам, но если учесть, что уже на складах было очень много всего, то по-прежнему это острая проблема для виноделов, потому что они не могут продавать свою продукцию за 200-300 рублей за бутылку, у них первые годы инвестиций, у них оборудование, у них не очень существенная поддержка и так далее. Это будет самый главный вопрос — как защищать, как помогать, надо ли помогать? Тут схлестнутся и фискальные интересы, и интересы крупных игроков, и мелких, и импортеров, в общем, будет интересно. Но мне лично как слушателю на форуме, я тоже бываю как слушатель, очень интересна тема винного туризма. Она, как мне кажется, очень перспективна в России, бурно развиваются винные маршруты. И там есть как вопросы государственной поддержки с точки зрения того, чтобы правильно поставить указатели и построить общественные туалеты, так и есть вопрос, связанный с тем, что на землях сельхозназначения виноделы, например, не могут сейчас построить отели. Это был один из самых острых вопросов на первом Российском винодельческом форуме, с той поры уже какие-то законодательные инициативы предприняты, будем продолжать это обсуждать. Потому что классика жанра — винодельня, отель, дегустационная зона, которая может привлекать туристов, а вы знаете, что сейчас бум туризма в Российской Федерации, и с этой точки зрения очень важная тема.
Разрешили наружную рекламу именно виноделен как географических и туристических объектов, но при этом не разрешили строить гостевые дома до сих пор, да?
Андрей Реут: Они прорабатываются, потому что это кадастровый вопрос, вопрос переоформления земель, там очень сложные вопросы, они, может быть, не так интересны широкому кругу. Для широкого круга там будут, конечно же, и презентации, и звезды, и очень крутые рестораторы, которые придут рассуждать о том, какое место в их винных картах занимает российское вино, с чем оно и как правильно сочетается, я думаю, что это будет гораздо интереснее.